Valeriy Mochalov (valermoch) wrote,
Valeriy Mochalov
valermoch

Рождество Христово 2015 на Соловках - как это было…



Рождество и Пасха - это те великие христианские праздники, которые ты ждешь с нетерпением, считая дни, а порой даже и часы до их наступления. Но то Рождество, которое было встречено братией монастыря с прихожанами и паломниками в Соловецкой обители в этом году, - Рождество необычное, - это был праздник, коих бывает у каждого человека не так уж и много в нашей скоротечной жизни.

Соловецкий монастырь встретил праздник Рождества Христова знаменательным событием - после 95-летнего перерыва возобновились богослужения в Свято-Троицком Зосимо-Савватиевском соборе, и обитель пополнилась еще одним действующим храмом. О том, как братия монастыря готовилась к праздничному богослужению и встретила Рождество во вновь восстановленном самом большом соборе обители стоит рассказать особо…



Весь день накануне праздника игумен C. вместе с иеродиаконом Т. трудились, не покладая рук в алтаре, пытаясь привести его в служебное состояние. В верхней части каркаса будущего иконостаса была закреплена икона Спаса Нерукотворного, а по сторонам царских врат были прикреплены иконы Спасителя и Богородицы. Вот все убранство на тот день огромного по своим размерам иконостаса Троицкого собора, который насчитывает кроме главного престола еще два придела. Мы, трудники и братия монастыря, весь день переносили из других храмов обители предметы богослужения и убранства: подсвечники, ковры, свечи, воду, облачения и много-много всего для того чтобы достойно встретить любимый для каждого православного человека праздник - Рождество Христово. Весь день накануне Рождества все в монастыре работали без отдыха и думали о том, как бы чего не забыть - слишком уж волнительное событие всем нам предстояло в ближайшие часы пережить.

Что уж говорить о наместнике монастыря архимандрите П., который много потрудился для восстановления Троицкого собора, и, несомненно, ждал и переживал за то, как пройдет первая за 95-летний перерыв служба, да еще к тому же служба рождественская, которая по своей значимости сопоставима с богослужением главного праздника - Воскресения Христова. В этом году на праздник Рождества Христова на Соловки прибыло как никогда много паломников. Огромное помещение собора, самого вместительного на Соловках, было заполнено.



В Рождественский сочельник 2015 года перед началом всенощного бдения в Троицком соборе был совершен чин малого освящения храма: прозвучал тропарь Пресвятой Троице, прошения водосвятного молебна, прошения «о всех во славу Божию потрудившихся в воссоздании и благолепном украшении святаго храма сего» и, наконец, молитва о низпослании «покланяемого и всесильного Духа», об освящении «святаго храма сего и в нем жертвенника в честь Пресвятыя Троицы», об исполнении храма сего «божественныя славы, святыни и благодати» и об утверждении его «до скончания века целым и непоколебимым». Храм и все присутствующие были окроплены освященной водой, и началось Великое повечерие…

Всенощное бдение

Рождественское богослужение началось Великим повечерьем, а затем, с возгласа наместника монастыря архимандрита П. «Слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно и во веки веков» началась Великая вечерня. И в этот вечер возглас о Троице, который предваряет Великую вечерню, имел еще и сакральный смысл - слава Святей, Единосущней, Животворящей и Нераздельней Троице, в честь которой был освящен главный, центральный, престол Свято-Троицкого собора 27 сентября/10 октября 1861 года.


Конечно, храм был еще не готов к полноценному богослужебному суточному кругу. Не хватало достаточного освещения, т.к. единственная люстра (паникадилом этот светильник назвать нельзя) была прикреплена в передней части храма - над амвоном. Других светильников, кроме ламп бра по периметру храма, в соборе пока нет… Были и небольшие накладки, такие как поскрипывание петель входных дверей в храм и недостаточное количество вешалок для одежды мирян и паломников, коих в этом году приехало так много, что огромный Свято-Троицкий собор был почти заполнен. Может и не совсем было удобно диаконам, которые открывали и закрывали шторки дьяконских врат для исхода на амвон, потому как самих диаконских врат в храме еще нет… Эту замысловатую конструкцию придумали и буквально за считанные минуты до всенощного бдения закончили мастерить игумен С. с иеродиаконом T. Царские врата из-за отсутствия самих врат тоже закрывались только на шторку. Но разве это главное?


Главное заключалось в том, что под сводами Свято-Троицкого собора, половина истории которого была связана с годами запустения Соловецкой обители и отсутствием монашеской жизни на острове, снова стала приноситься Бескровная Жертва Богу, звучать богослужебные песнопения и возноситься молитвы братии и мирян. Во время полиелея я смотрел на духовника монастыря архимандрита Г., который первым приехал в монастырь в 1990 году и начал его восстанавливать, и думал, что увижу в его глазах радость от того события, свидетелями которого все мы стали. Но нет… В глазах духовника обители я увидел все тот же непроницаемый сосредоточенный взгляд, который во время богослужения всегда у него устремлен куда-то вверх, и я понял, что он снова и снова молится… Может потому я не смог разглядеть той радости, которую чувствовал сам потому, что его радость заключается в непрестанных молитве и благодарении Богу.


Традиционное поздравление братии и прихожан с праздником Рождества Христова также прошло в Троицком соборе по окончании полиелея всенощного бдения. Наместник монастыря архимандрит П. произнес несколько запомнившихся слов: «Рождество 2015 года знаменательно, потому что встречаем мы его в этих стенах, которые больше девяноста лет ждали, чтобы вновь огласиться пением священных гимнов. Мы с вами стал участниками великого торжества: Бог нам дал совершить и малое освящение этого собора, и первую литургию в нем. Конечно, сегодня живо и ярко вспоминается бытие этого собора в лагерное время. Здесь располагалась, так называемая карантинная рота. То есть около восьмидесяти тысяч человек заключенных, которым суждено было понести свои страдания, а часто и смерть в соловецких лагерях особого назначения (СЛОН - прим.), все они побывали в стенах этого святого храма, обращенного в тюремные застенки.

Однажды с очередной партией заключенных сюда были доставлены несколько архиереев. Их в спешке разместили на какие-то нары, а утром, проснувшись, они обнаружили, что архиепископ Ювеналий, епископ Глеб и епископ Мануил были помещены на том месте нар, где доски были положены на жертвенник - таким образом, они спали на жертвеннике. По этому поводу архимандрит Серафим, который присутствовал при этом, вспомнил слова, которые каждый раз произносятся во время проскомидии, когда совершается Божественная Литургия. «Воистину исполняется в самой жизни наш богослужебный возглас, приносимый нами, когда мы вырезаем на жертвеннике Святый Агнец: “Яко овча на заколение ведеся, яко агнец непорочен прямо стрегущего его безгласен”… Эти слова пророка Исайи относятся ко Христу и к тем архиереям и священникам, которые стали священномучениками. Они действительно стали участниками страданий Христовых и восполнили эту священную жертву, приносимую ради спасения.

Мы вспоминаем тех людей, которым суждено было встречать Рождественский день в этих стенах, превращенных в тюремные застенки, чтобы и себя назидать и наших братьев на Украине, которым сейчас гораздо тяжелее. Там война, там многие не имеют крова, не имеют необходимого. Какие же мысли укрепляли мучеников Соловецких, почему они могли сохранить свое человеческое достоинство, кажется, в этих совсем отчаянных обстоятельствах. В этом году мы предлагаем задуматься всем над словами священномученика Иллариона (Троицкого). Вот свидетельство состояния его души, он умом и сердцем погружен в переживание красоты и великих смыслов, заложенных в Рождественских гимнах: “Эти дивные песнопения, показывают, что Церковь православное существо нашего спасения усматривает в обожении и обновлении нашего греховного естества воплощением Сына Божия. Спасение совершено воплощением, а не учением, как склонно мыслить насквозь рационалистическое религиозное сознание нашего времени. Церковь ведет именно к спасению, поставляя целью обожение. Отрицание этой цели, тесно связанное с отрицанием воплощения, лишает спасения”».

Рождественское вечернее богослужение закончилось также торжественно, как и началось… Обычно бывает, что миряне, которые приходят к началу праздника в большом количестве, потихоньку расходятся к концу богослужения великих праздников. В Свято-Троицком соборе в этот вечер и ночь картина была совсем иной… С каждым часом храм все более и более наполнялся соловчанами и многочисленными паломниками. После окончания всенощного бдения было несколько часов отдыха, а два часа ночи началась Божественная литургия. 

Рождественская литургия

«Благослови, Владыко» - этот возглас, подаваемый диаконом, начинает каждую литургию с его участием, - прогремел на весь Свято-Троицкий собор баритоном иеродиакон Д. «Благослови, Владыко», т.е. изреки благое слово, - слово изволения и одобрения на предлежащее святое дело молитв и священнодействий. Но в этот особенный день этот возглас имел и еще один смысл… Все, кто пришли в обновленный Свято-Троицкий собор, - священноначалие и братия монастыря, прихожане и паломники как бы испрашивали благословения у Самого Творца неба и земли, - «Благослови, Владыко, храм сей обновить во Славу Твою и на благо святой обители Соловецкой, чтобы в соборе сем приносилась Бескровная Жертва, не иссякала проповедь Твоя для обновления Твоих недостойных чад отныне и до скончания века…».


Во время всего Рождественского богослужения хор братии монастыря под руководством архимандрита И. и иеродиакона А. пел так проникновенно, что не покидало ощущение, что святитель Филипп, митрополит Московский, преподобные Зосима, Савватий и Герман, собор святых, новомучеников и исповедников Соловецких с ангелами небесными незримо пели Рождественские стихиры, тропари и кондаки вместе с иноками обители и молящимися людьми.



Ночная праздничная литургия прошла, как говорится, на одном дыхании… В конце литургии под сводами Свято-Троицкого собора братия монастыря весте с прихожанами и паломниками соборно пропели «Символ веры» и «Отче наш…». На солею было вынесено шесть чаш со Святыми Христовыми Таинами вместо трех, как обычно бывает в Соловецкой обители на двунадесятые праздники. Затем все присутствовавшие на Рождественском богослужении были приглашены наместником монастыря архимандритом П. на праздничное утреннее чаепитие с пирогами, вкусной монастырской кашей, конфетами и прочими сладостями. А по пути в трапезную все могли зайти помолиться в построенный иноком З. из снега и еловых веток красивый Рождественский вертеп, очень полюбившийся соловецкой детворе. Дети среднего и старшего возраста, родители с младенцами, взрослые соловчане, а также паломники и братия монастыря каждый день приходили в Рождественский вертеп с Нового года до праздника Богоявления кто помолиться, а кто полюбоваться на икону Рождества Христова с неугасимой лампадкой, елями, еловыми ветками и праздничной иллюминацией.

Вот так, тепло и радостно, в Спасо-Преображенском Соловецком ставропигиальном мужском монастыре год назад прошел незабываемый праздник Рождества Христова…
Tags: Рождество 2015, Рождество Христово, Соловки, рБ Валерий
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments